Долой!
На обложке журнала «Пулемет» работы И.М. Грабовского изображен мужчина с ожесточенным лицом (редактор Николай Шебуев в воспоминаниях называет его «студентом»). На заднем плане изображен подиум с графином и стаканом, в правом верхнем углу - горящая лампа. Оратор одет в русскую рубаху, блузу и шапку.
В стиле реализм описан типичный читатель оппозиционных журналов и газет того времени. Он кричит «Долой!» и это основное слово, которое воцарилось на просторах России в 1905 году. Исключительно точное описание движущей силы бунта против царизма.
С исторической дистанции выглядит обличительно, хотя авторы имели в виду совсем другое – формировали ролевую модель для подражания. Экспрессия рисунка предвосхищает на пять лет само понятие «экспрессионизм», которое возникнет только в 1910 м году в связи с революционными настроениями художников Европы.
Обратите внимание, что название журнала отрисовано как патронная лента. Мира больше не будет. Скоро заговорят пулеметы.
Журнальная деятельность издателя Шебуева была довольно короткой: за содержимое «Пулемета» он был осужден на год тюрьмы и сидел в Петропавловской крепости. Там тоже сочинял статьи, стихи и пространные памфлеты.
В 1906—1907 годах издавал уже совсем другой медиа-продукт «Газету Шебуева», с меньшим количеством иллюстраций, а с 1908 по 1914 годы (с некоторым перерывом) — журнал «Весна». С «Весной» сотрудничали сегодняшние классики русской литературы: Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, Д. Бедный, Н. С. Гумилёв, А. И. Куприн, М. М. Пришвин, И. Северянин.
Примечательно, что в этом журнале впервые стали печататься футуристы —Н. Асеев, В. Каменский и даже Велемир Хлебников.
После Октябрьской революции работал в советской печати, редактировал журнал Государственного института журналистики «Всемирная иллюстрация» (1922—1925). Писал сценарии для цирковых представлений и эстрадных шоу.
Автор рисунка «Долой!» Иван Михайлович Грабовский, ученик Репина, который получил в Академии художеств звание художника за картину 1906 года «Снег выпал» , участвовал в экспозиции в Венеции, был маринистом и пейзажистом, но одновременно владел мастерством гротескного рисунка. Работал в этом жанре в журналах «Нива, «Лукоморье», «Солнце России». Его работы хранятся в Русском музее, а также в других музеях России и Украины. Умер в Петрограде в 1922 году.
(Пулемет, № 1, обложка, 1905)