Михаил Васильевич Куприянов
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Михаил Васильевич Куприянов

известный советский художник и карикатурист, член прославленного творческого союза «Кукрыниксы».

 Собственно, обычно примерно так и говорят, когда начинают короткие рассказы или справки о нём. Именно так всё и есть. Именно советский художник-карикатурист. И хоть родился «прославленный советский карикатурист» ещё в великой Российской империи, 8 (по старому стилю это было 21) октября 1903 года, но всю свою сознательную жизнь, фактически привязал к Советскому Союзу, прожил её вместе с ним и завершили они свои жизни вместе. 

В Российской Империи, в небольшом уездном городке Тетюши, недалеко от Казани (да, теперь это Татарстан и этот город центр Тетюшского района), в русской семье среднего достатка, рождается мальчик. И наверняка вы и не слышали о таком городе и сейчас улыбнулись, услышав это городское название. И, знаете, даже в этом смысле мало что поменялось и в самих Тетюшах. Там по-прежнему тихо и спокойно, и мало кто, за его пределами, хоть что-то слышал о нём. Хотя, основан он был ещё в 1578 году и права города, вместе с гербом ему дала в 1781 сама Екатерина II. 

Но, пока не наступили революционные времена, то там, с тех самых пор ничего и не происходило, за исключением двух ежегодных городских ярмарок. Но именно там родился Николай Куприянов и именно там, в 1918 (сразу после того, как было заявлено о создании нового социалистического государства) он стал робко что-то рисовать, а потом и писать маслом. Хотя, на первых порах, всё-таки, предпочитая акварель. И рисовать, по большей части, он всё те же робкие пейзажи, хотя и весьма талантливо. Настолько талантливо, что в 1919 он участвует в местной, Тетюшской, выставке самодеятельных художников и получает там первую в своей жизни премию за акварельный пейзаж. Фактически, это были первые его деньги, заработанные творчеством. 

На одну единственную премию прожить невозможно, а Тетюшский арт-рынок начала двадцатого века, да ещё и в период, когда страну буквально раздирала на части Гражданская война, никто из нас, боюсь, даже представить себе не может. Так что, в том же году он уезжает в Ташкент и устраивается там рабочим на угольные шахты. Шахты были государственными, социалистическими и там, в местном профсоюзе, подмечают молодого рабочего, который если не работает на шахте, то всё время что-то рисует и направляют эту одарённую личность в местную художественную школу-интернат. 

Так он оказывается сперва в региональном центре художественных учебных мастерских, учится там буквально год – с 1920 по 1921 – и оттуда его отправляют, за «особый талант» в Петроград. Но случайно он задерживается в Москве и там, волей случая, его принимают во ВХУТЕМАС без экзаменов. И с конца 1921 по 1929 он учился и работал на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских. Тут, кстати, принято обобщать и говорить, что там вот он и познакомился с Крыловым и Соколовым, и появились Кукрыниксы. 

Всё-таки совместное творчество началось не сразу. Так как съезжались в Москву они из разных концов СССР и не одновременно, то и познакомились, а потом и начали что-то делать, далеко не мгновенно. Куприянов приехал из Ташкента в 1921, через полгода из Тулы добрался Крылов. И в 1922 (то есть, вспоминая наше с вами отслеживание «параллельности» жизни Михаила Куприянова и Советского Союза – в год, когда РСФСР, слившись с Украиной, Белоруссией и Закавказьем и стал, по сути, называться СССР) Куприянов и Крылов познакомились и что-то стали рисовать совместно в стенгазете ВХУТЕМАСа. И тогда, конечно, это были ещё не Кукрыниксы. Тогда, когда они поняли, насколько им хорошо и комфортно работается вместе, они подписывали свои творения либо «Кукры», либо «Крыкуп». А в это время Соколов, ещё жил в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись «Никс» и хоть и стремился к чему-то большему, но тогда воспринимал себя, как совершенно отдельную и уникальную творческую единицу. 

И только в 1924 (то есть буквально в тот же момент, как из состава РСФСР, в самостоятельные советские республики были выведены Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан и на II съезде Советов СССР был утвержден и этот состав, и Основной Закон СССР, то есть, формально и произошло создание нового государства, не имеющего в аналогов в истории) Соколов, уже будучи принятым на тот же графический факультет ВХУТЕМАСа, по какому-то странному стечению обстоятельств, присоединился к Куприянову и Крылову, и с этого момента в стенгазете они работали уже втроём, и подписывались, как Кукрыниксы. И проработали так больше шестидесяти лет. Тут можно написать тысячи слов о том, как работали Кукрыниксы. Что они и придумывали идею карикатуры или плаката совместно, и рисовали тоже вместе. Перечислять их совместные работы, которые, мне кажется знает каждый из нас. И это, кстати, будут, не только плакаты или карикатуры. Кто из нас не помнит военные плакаты, которые появлялись на городских улицах, буквально сразу, в тот же момент, когда появлялась первопричина –  как «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» или «Потеряла я колечко». Но это будет и живопись – вспомните, хотя бы, итог их работы на Нюрнбергском процессе, где художники делали зарисовки обвиняемых: масштабный холст «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)» или «Конец» - их помнят, мне кажется, все. Но говоря о каждом из великой тройки по отдельности – сложно что-то сказать. Можно перечислить награды, звания – их у каждого будет немало. Куприянов был Академиком АХ СССР (1947), Героем Социалистического Труда (1973), Народным художником СССР (1958), Лауреатом Ленинской премии (1965), пяти Сталинских премий (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и, по сути, автором и всех знаменитых работ Кукрыниксов. Но ведь мы тут пишем отдельно о каждом из них. И было ведь уникальное, индивидуальное творчество, которое не входило в рамки «творческого коллектива». Но, по сути, сказать-то об этой стороне деятельности «известного советского художника и карикатуриста» практически нечего. Да, он существовал отдельно от Кукрыниксов. Он рисовал, писал, иллюстрировал. 

Он много общался с Михаилом Нестеровым, обсуждая с ним живописные техники и композиционные построения. Но в живописи он, как и раньше, продолжает существовать в своём вечном жанре — в пейзаже. Постоянно выезжает на пленэр, прячется там, по сути, от мира. Он много писал на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ. Воздух, трава, море – попытка передать малейшие вибрации этих всех составляющих. Он пишет пейзажи отправляясь в поездки в Париж, в Рим, в Венецию. Один. С красками, этюдником и холстами. Пытается найти только тот мазок, что нужен этому месту, только тот цвет и тень. Он прекрасно проиллюстрировал «Левшу» Лескова и «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но всё равно, смотря на эти работы, сделанные без остальных участников «великой тройки», всё время чего-то не хватает. 

Да, считается, и не раз говорилось, что каждый из них, буду одним из Кукрыниксов, не обезличился, сохранил индивидуальность и остался Автором. Так же принято говорить и о Куприянове. И, тем не менее, при том, что в его индивидуальных работах есть и мастерство, и вечный поиск, и очень бережное отношение к цвету и форме, всё равно, когда смотришь на них, не покидает ощущение, что «единый художник Кукрыниксы», будучи гением в трех лицах, разделённый стал довольно обыкновенным. 

Вся творческая жизнь Михаила прошла вместе с СССР - гениально, ярко, насыщенно и сильно, так и закончилась она, по сути, даже не с августовскими событиями 1991, а когда подписывались все документы по СНГ и стало понятно, что великого союза больше не существует, 11 ноября 1991. В Москве. И он был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10), на том же участке, где теперь Кукрыниксы лежат, как и творили, все вместе. Вся троица с той знаменитой фотографии: парень с всклокоченной кудрявой гривой волос – Михаил Куприянов, растерянный юноша в очках – Порфирий Крылов и серьезный молодой человек с чубом – Николай Крылов.

Е. Русак