Николай Александрович Соколов
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Николай Александрович Соколов

казался самым серьёзным и решительным среди Кукрыниксов. При том, что даже его коллеги по творческому союзу говорили, что его юношеские фотографии – это фотографии самого воздушного и нерешительного мальчика, которого они только видели. Но уже в двадцать с небольшим он был таким, каким мы его можем увидеть теперь на портретах и фото: сосредоточенным, вдумчивым, непреклонным. 

Из них троих он и был больше всего карикатуристом – тем, что создало им всем троим славу, питало их едкость и иронию. Нет, он не был таким едким в жизни, но умел находить нужные визуальные отображения в облике персонажа, негативные черты которого надо было поддеть, высмеять или унизить. То есть, нет, не было такого, что у Кукрыниксов Гитлера всегда рисовал Соколов, но зато он всегда знал, КАК его следует рисовать. Сам он утверждал, что научился этому еще в ранней юности, когда его большое семейство (мама и шестеро детей – его братьев и сестер), лишившись по национализации сперва лавки в Верхних торговых рядах (можно сказать, что это было место, которое сейчас называется ГУМ), а потом и особняка на Новой Басманной, сгоревшего при пожаре, переехало к маминым родителям в Рыбинск. 

Да, мама третьего Кукрыникса, самого серьёзного из Великой троицы, происходила из семьи рыбинских купцов Алексея Дмитриевича и Евгении Дмитриевны Шемякиных, которые жили в большом трехэтажном доме напротив Спасо-Преображенского собора. На первом этаже располагался их просторный галантерейный магазин, а над ним они жили сами. Но так как семейство было даже по тем временам весьма многодетным – восемь детей, то, когда Мария была еще маленькой, Шемякины пристроили к дому ещё два трёхэтажных флигеля. Из этого дома и сосватали замуж московские купцы Соколовы – владельцы лавки с окнами на красную площадь – рыбинскую купеческую дочку Марию за своего старшего сына Александра. 

Но Александр оказался ну не то, что ветренным, а скажем так – слишком творческим человеком: делами и торговлей заниматься категорически отказывался, часто ездил в европейские столицы на театральные премьеры и посещал все вернисажи во всех выставочных залах и галереях по всему миру.  Мария прекрасно справлялась и без него: одна вела и торговые дела, и дом. Когда в первые годы после революции муж окончательно куда-то испарился, лавку национализировали, а дом сожгли – перебралась к родителям в Рыбинск. Дружное семейство селится в двух комнатах с окнами на собор и начинает более-менее спокойную и размеренную жизнь в провинции, где всегда более хлебно, чем в больших городах. 

Николаю в момент переезда было 16. Он, чтобы закончить образование, продолжает учиться в вечерней школе, а днем, помогая семье, устраивается на работу – в Управление водного транспорта, конторщиком. Одновременно он идет заниматься в изостудию. Её ведет тогда никому не известный Михаил Щеглов (во время Великой Отечественной он, как и Кукрыниксы будет художником «Окнах РОСТа» и о нём заговорят). Ведет мастерски. Он не только умел интересно поставить и чисто рисовальные, живописные задачи, но и зарядить студийцев на выпуск собственного сатирического рисованного журнала «Щепка», и таскать их по всем профсоюзам и парткомам – они оформляли все демонстрации, интерьеры красных уголков, расписывали агитационные пароходы и автомобили, придумывали и изготавливали декорации и костюмы спектаклей. 

Именно в эти годы юный Николай Соколов стал десятками, для всех местных газет и агитационных материалов рисовать свои шаржи и карикатуры подписывая их Никс. И именно там он получил основы своих знаний по рисунку и композиции плаката и карикатуры. И именно оттуда уехал в Москву поступать на графический факультет ВХУТЕМАСа, где он, уже будучи принятым туда, через год, в 1924 присоединился к Куприянову и Крылову рисовать стенгазету и дальше, почти всю жизнь – больше 60 лет – они просуществовали, как «Кукрыниксы».

И хоть понятно, что каждый из Кукрыниксов творил что-то и отдельно от Великой тройки, но если Порфирий Крылов был больше живописец и создал больше всего живописных полотен, то Николай Соколов был больше график и больше всего создал иллюстраций к книгам. Блестяще оформил, кажется, всего Ильфа и Петрова, нарисовал десятки иллюстраций к произведениям Антона Чехова, с невероятной яркостью иллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса.

Он прожил дольше двух других своих коллег. И умер в 97 лет, в 2000 году, в Москве, и присоединился к ним на десятом участке, на Новодевичьем кладбище. Личный враг Гитлера, Академик АХ СССР, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Лауреат Ленинской, пяти Сталинских и Государственной премии СССР. А в восьмидесятые удостоенной ещё и Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, член творческого коллектива «Кукрыниксы», Никс - Николай Александрович Соколов.