Как бить ниже пояса
Конечно, стоило бы выставить эту часть большого полотна-агитплаката на голосование. Кто автор? Кто такой Св. Григорий Распутин? Почему императрица тут изображена в непотребном виде с короной на голове и подписью «распутинские бабы княгини, графини и царица-матушка»? Современному зрителю это все окажется слишком сложным и противоречивым, но мы не привыкли отступать.
Это – часть плаката «Суд народный», который Дмитрий Моор выпустил в 1919 м году. Это все довольно странно – к 1919 году не было уже никакого Григория Распутина и тем более императрицы Александры Федоровны, чье имя украшает пояс Распутина на плакате – чуть повыше креста, который также болтается на причинном месте попа-расстриги. Как бы показывая нам истинное значение религии в жизни и Распутина и растленной монархической верхушки России.
Почему вдруг опять его образ используется в большевистской пропаганде? Самый простой ответ – чтобы еще раз закрепить в сознании народа, что большевистская революция была справедливой. Тем более, еще были живы и на свободе другие участники революционного движения начиная с 1905 года и которые совсем не разделяли большевистских убеждений, считая, что Ленин не по праву захватил власть в стране.
Несколько странно, что такой мощный художник как Дмитрий Орлов (Моор) использует в своей агитации самые грязные сплетни, которые распространяли враги Империи. Набор инвектив был достаточно скуп, но агрессивен: «царица- немка, сливает государственные секреты немцам и поэтому Россия проигрывает войну. Царица находится под влиянием развратного попа Распутина и проводит время в блуде с ним, так же, как и ее фрейлины, княгини да графини. А Гришка теперь рулит Россией и ведет ее прямо в пропасть.»
Самое интересное, что авторами подобных чисто пропагандистских сплетен-лозунгов являлись вполне, казалось бы, респектабельные члены общества – такие, как, полуоткрытый гей Феликс Юсупов, он же граф Сумароков-Эльстон, один из самых богатых людей в стране. И эти сплетни возбуждали народ против монархии. Реальных подтверждений образу, который создает Дмитрий Моор так и не находится до сих пор. Но монархия пала в том числе из-за черного пиара, направленного на семью Николая Второго.
Дмитрий Моор запоздало выходит на рынок со своим плакатом и просто закрепляет «моральные обоснования» власти большевиков.
Но присмотримся непосредственно, к работе: те, кто знаком с творчеством Питера Макса в 1970-х либо Хайнца Эдельмана с его «Желтой субмариной», отчетливо видят параллели – и в работе с аутлайном, пером и пигментом. Понятно, что Дмитрий Моор передает пламенный привет последующим авторам поп-арта и комиксов прямиком из кипящего котла ар-нуво, но от этого жесткие параллели не становятся мягче.
Но кто говорил, что в идеологической войне всё будет по правилам? Нет – тут бьют ниже пояса. Даже такие авторы как Моор.