Американец Фред
Фред Эллис - невероятно примечательный персонаж. Думаю, любой бы признал его лидером в номинации «лучший радикальный художник-карикатурист 20 века в Соединённых Штатах», если бы она существовала.
Собственно, самые известные его работы - это работы созданные в ранге штатного художника «ежедневной газеты Коммунистической партии США». Она называлась Daily Worker. Но к СССР и компартии Германии он тоже имел самое прямое отношение, потому что, как вы знаете, какое-то время у коммунистов в штатах были проблемы. То есть, коммунистические партии были просто запрещены. Я вам коротко расскажу о нем - это правда невероятно интересно.
Родился в Чикаго, после восьмого класса бросил школу, пошёл работать к Френку Ллойду Райту. Тому самому архитектору, который спроектировал больше 1000 зданий, некоторые из которых в Штатах признаны «лучшими произведениями американской архитектуры всех времён и народов», хотя меня всегда больше радовала история его третьего брака на Ольге Ивановне Лазович - такой милой танцовщице, дочери слепого верховного судьи Черногории, которому она, как самая младшая в семье читала всё детство все его документы, а потом, в России вышедшая замуж за Владимира Хинценберга, потом бросившая в 1917 его с дочкой и уехавшая в труппе армянского мистика Гурджиева во Францию. А когда, в начале двадцатых, Гурджиев попал в автокатастрофу - решила «восстановить брак» и уехала к Владимиру в Штаты, но через год или полтора, поняла, что «их браку пришёл конец» и стала в Чикаго учить детей «мистическому танцу» и ходить на балеты, где и познакомилась с Райтом. Через четыре года он женился на ней, она основала фонд его имени, занималась грантами и благотворительностью, счастливо прожила после смерти мужа ещё лет тридцать и умерла в середине восьмидесятых в спокойствии и достатке.
Итак – Фред Эллис. Потом, после Райта, он в 1905 устроил забастовку на чикагской упаковочной фабрике - там требовали повышения зарплаты с 1,98 доллара, которые рабочие тогда получали в среднем за 12-часовой рабочий день, но забастовка провалилась - наняли штрейкбрехеров и Эллис с сотоварищами вернулись и им ещё немножко сократили зарплату. Но экономный Эллис и там скопил 100 долларов за три года и пошёл учиться в Чикагскую академию изящных искусств, два месяца поучился, но потом, правда, деньги кончились. Но зато он сразу смог устроиться работать художником по вывескам, специализируясь на большой «наружке». Но в 1919, работая художником-оформителем вывесок в компании General Outdoor Advertising Company, Эллис поскользнулся и упал на пять этажей с лесов на асфальт, сломав 32 кости. Выжил, но поправлялся долго. И в клинике несколько месяцев, а потом и два года на костылях. И тогда он узнал о еженедельнике Федерации труда «Новое большинство» и туда он и стал посылать свои карикатуры. А так как видный лидер коммунистической партии Уильям Фостер был менеджером по распространению «Нового большинства» он вывел Эллиса на коммунистов, то есть на Рабочую партию Америки, куда он и вступил в 1924.
Но даже раньше Эллис стал активно рисовать для коммунистов, по большей частиц для Daily Worker, the Liberator и в the Labour Herald. Ну а в 1927 Эллис переехал в Нью-Йорк, чтобы стать штатным карикатуристом официальной газеты Рабочей (Коммунистической) партии Америки The Daily Worker. Но там да - были аресты, запреты и прочие радости свободы слова и, в результате, с 1930 по 1936 Эллис жил и работал в Берлине и Москве, где рисовал для «Правды», «Известий» и англоязычной Moscow Daily News. В 1937 вернулся к своей работе в Daily Worker и преподавал в Американской школе художников, прогрессивной независимой художественной школе под руководством Гарри Готлиба, в совет директоров которой входили многие видные художники левого толка (ну, такие как, например, Уильям Гроппер и невероятный фотограф - пожалуй единственная тогда женщина-фотограф такого уровня - Маргарет Бурк-Уайт). И так продолжалось до 1955 года, когда Эллис ушел на пенсию. Умер через десять лет, в 1965, большинство его рисунков хранится в Сиракузском университете, в штате Нью-Йорк.
Евгений Русак