Атлетом можешь ты не быть
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Атлетом можешь ты не быть

Перед вами, друзья мои, работа, изменившая почти всё у любимого со всех сторон и обласканного, академика Академии Художеств СССР, Народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда и члена КПСС с 1960 года, Александра Александровича Дейнеки

Конечно, сказать точно, что это случилось именно начиная с «Физкультурницы» невозможно. Но примерно так. Смотрите. Рождается в самом конце 19 века, в городе Курске, в семье железнодорожника мальчик Саша. Рабочее детство, рабочая школа. Потом заводское училище и работа слесарем. Но потом, оказывается, что и для таких как он есть и другие пути. И в 1915 - Харьковское художественное училище. Хотя потом – да, восторженная встреча революции 1917 года. Хотя, даже для такого рабочего детства, с весьма странным продолжением - работа в Уголовном розыске фотографом. Интересный выбор места добывания куска хлеба для пролетарского художника, согласитесь. 

Но ладно, дальше более стандартно: Гражданская война - армия Красных, оборона Курска от белых. А потом уже совсем, как по накатанной - оформление агитпоездов, работа в Курском политуправлении, «Окна Роста» (надеюсь никто не забыл ещё, что это такое). А вот затем к пониманию, а что надо в жизни делать, чтобы есть много и вкусно. Конечно – Москва. Учёба и работа во ВХУТЕМАСе. 

И если композиции и подаче его учат великие Владимир Фаворский (думаю, не нуждается в дополнительном представлении, запрос «Школа Фаворского» и станет всё понятно) и Игнатий Новинский (создатель того, что назовут «парадным стилем Страны Советов» - например, Траурный зала Мавзолея Ленина), то работает с ним рука об руку Владимир Маяковский. 

Всё идёт достаточно ровно и, впитав всё от гениев композиции и подачи, и  поработав с Маяковским, и понял, что именно хочет заказчик в рамках «пролетарского стиля» он, в конце двадцатых, становится звездой. 

СССР тогда это государство, только что перенёсшее невероятный кувырок в развитии: две революции, кровопролитнейшая гражданская война, уничтожение всех социальных, религиозных, сословных и культурных устоев, голод и целенаправленное разрушение всех внутренних коммуникационных связок и фундаментов. А после этого попытка создания устойчивого и радостного общества, имеющего, как и любое общество, свои культурные, визуально узнаваемые ряды. И эти милые картинки должны были не только повсеместно присутствовать в быту, но и постоянно закрепляться – просто цементироваться пропагандой. 

И именно тогда и родилась «Физкультурница». И она плавно превратилась в «Стахановцев», а потом потекла в одном внутреннем эмоциональном направлении, где все его «Раздолья», «Купальщицы», бесчисленные картины Крыма, «Юность» и даже этот «Автопортрет», где он в шортах. Кстати, вы не замечали, что даже «Оборона Севастополя» выглядит слишком жизнеутверждающе? 

Дейнека остался жив и востребован, именно поэтому –  «Физкультурница», как пример того, что в какой-то момент (даже после развода с женой) надо начать надо учиться радоваться жизни и восторгаться прекрасными женскими фигурами.

Автор: Евгений Русак