Дойдем до Берлина!
Граффити, «картинка в картинке» Леонида Голованова.
Плакат Л. Ф. Голованова «Красной Армии – Слава!» пример не только тщательнейшей работы над центральным образом советского солдата. Обращения к надписям на стене Рейхстага делают их не просто экспрессией воинов-победителей, а переводит их в символ, делает их полноценными граффити и муралом задолго до того, как появилось само слово «граффити».
Художник, опередив принципы «пост-модерна», на закопченной снарядными взрывами стене цитирует свой собственный плакат годичной давности «Дойдем до Берлина!» (1944), замыкая семантическое кольцо: «дошли». Точка.
Это составные части совершенно новой формы коммуникации со зрителем.
Фигура русского солдата притягивает взгляд, так как на плакате (и на плакате в плакате) изображен реальный человек – один из самых знаменитый снайперов Отечественной войны - Василий Голосов, который неоднократно позировал художнику. Горечь от того, что сам Голосов погиб, не дойдя до Берлина позволяет автору подняться до высот символизма.
Солдата нет с нами сегодня, в день победы, но он всегда теперь с нами- говорит художник.
Изображение цитируется по книге «Плакаты Великой Отечественной, 1941-1945: [Фотоальбом / Снимки М. Альперта и др.; Сост. и текст А. В. Шумакова, Р. Г. Агеева]. – М.: Планета, 1985.