Искусство маскировки
«Охотный ряд с его неказистыми, пропахшими рыбой палатками нельзя узнать. В два ряда выстроились расписные, игрушечные домики с палисадниками и
наивными желтыми подсолнечниками. Сквер перед Большим театром каким-то волшебством превращен в сад Черномора — деревья окутаны кисеей лиловатого оттенка. Окрашенные дорожки кажутся залитыми лунным светом. По всей площади протянута в несколько рядов красная бахрома, развеваемая ветром.» - писала газета „Известия ВЦИК“ 9 ноября 1918 г. Москва, как и Петроград в первую годовщину Октября превратилась во «всенародную выставку», над экспонатами которой работали целые бригады художников, скульпторов, режиссеров массовых действий. Общая идея, разработанная секцией искусств отдела народного образования Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов о художественном оформлении города к I годовщине Октября, заключалась в демонстрация мощи пролетарской власти и мощи пролетарского духа. И центр Москвы должен был стать местом кульминационного пункта торжества. Искусство вырвалось из музеев и мастерских на улицы к народу.
Агитационное оформление Театральной площади было отдано Ивану Васильевичу Клюну, соратнику Казимира Малевича и в тот момент страстному поклоннику супрематизма (от обоих своих любовей он откажется в том же году). В. Клюном было сделано несколько проектов оформления сквера на Театральной площади, но само декорирование выполнялось целым коллективом. В том числе в работе участвовал Н.М. Кочергин, знакомый всем советским детям по книжным иллюстрациям, в первую очередь по «Коньку-горбунку». В 1918 году Кочергин поступил добровольцем в Красную армию и был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ). Во время подготовки к празднику вместе с другими живописцами из той же школы он окрашивал из пульверизатора в голубой цвет дорожки перед Большим театром и окутанные марлей деревья, внутри которых по вечерам зажигались электрические лампочки, превращавшие их в светящиеся голубые шары. Домики с палисадниками в Охотном ряду и сказочные птицы на деревьях появились благодаря брату и сестре Алексеевым. Иван Викторович Алексеев, участник объединений «Мир искусства», «Свободное творчество», в будущем сценограф, театральный художник, так же, как и его сестра Ольга Викторовна, тогда тоже проходили обучение в Высшей школе военной маскировки. С одной стороны эпические птицы и сады Черномора, а с другой военные курсы и камуфляж? Или организаторам понадобились услуги реальных профессионалов, чтобы замаскировать город, пребывающий тогда в тяжелом и нищем состоянии под сказочный светлый коммунистический рай?
По итогам Первой мировой войны стало понятно, что нашей армии необходимо усилить разработки в сфере маскировки. В 1918 году, в рамках образования курсов по усовершенствованию командного состава, была основана ВШВМ. Основная деятельность сосредоточилась на исследовании опыта Первой мировой войны в области применения маскировки и организации маскировочных работ. 26 июля 1918 года приказом московского Окружного комиссариата по военным делам были взяты на учет все подлежащие отбытию военной службы художники, которые направлялись в ВШВМ для прохождения курса образования на Поварскую улицу и в Кунцево. Ее основателями стали бывшие офицеры императорской армии, братья Николай и Алексей Сучковы, с 1914 года служившие под руководством начальника инженеров Юго-Западного фронта генерала К.И. Величко, русского и советского военного инженера. Первую подобную школу братья учредили еще в 1916 году, она успешно функционировала до конца 1917 года и стала прообразом ВШВМ. Осенью 1919 года отдававшие все свои силы на создание «могучего средства борьбы – военной маскировки» (слова самого Николая Николаевича) Сучковы были арестованы ВЧК за участие в организации Национального Центра.
Самым главным демаскирующим признаком военного объекта от окружающего фона является его цветовое отличие. В связи с массовым применением огневых средств в войнах для маскировки объектов стали применять окраску, известную нам, как «хаки» - зеленый цвет землистого оттенка. Но одного защитного цвета оказалось недостаточно, если речь идет о подвижной материальной части, проецирующейся на различный фон. Эффект неузнаваемости достигался в результате слияния с фоном некоторых пятен окраски, по своему цвету близких к преобладающей окраске фона. Впервые многоцветная окраска в виде чередующихся крупных пятен появилась во французской армии и дальше совершенствовалась, в том числе силами слушателей ВШВМ в Советском союзе.
Логично, что работами по камуфляжу танковых войск занялся в 20-ых влюбленный в футуризм художник, дизайнер и фотограф Александр Родченко. Чередующиеся пятна, наложение цвета раздельными мазками – всё это делает камуфляж видом пуантилизма. Известно, что мастера авангарда, коим безусловно являлся Родченко, любили прибегать к этому методу живописи, футуристы видели в нем один из способов передачи стремительного движения, «всемирной вибрации», рассыпающей мир на мельчайшие частицы.
Советские танки по проекту Родченко имели двухцветный камуфляж – светло-зеленые пятна по темно-зеленому фону – модели МК V, МК В и «Рено».
Однако, одним из создателей нашей маскировочной школы считается вовсе не художник, а великий представитель русской психологии, один из основателей дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплов. Во время учебы в Психологическом институте при Московском университете Теплов воевал на фронтах Первой мировой войны, затем был призван в Красную армию, и в 1919 году поступил в ВШВМ. До 1933 года Борис Михайлович исследовал проблемы военной маскировки в разных научных учреждениях КА. В 1926 году выходит статья Теплова «Психология как основа маскировочной техники». Его поиск решений проблем в сфере маскировки с научной точки зрения привел его к исследованию экспериментальных законов ощущений и восприятия. В 1927-1928 годах Борис Михайлович публикует итоги своих исследований пространственных изменений формы и цвета объектов, в том числе статьи «Описание процесса деформации контура краской», «Из наблюдений за изменением цвета при удалении». В них Теплов выводит такие закономерности трансформации цвета на расстоянии, как неразличимость оранжевого и красного цветов, относительная устойчивость зеленого цвета, потемнение фиолетового и синего.
Кстати, дивионизм, второе название пуантилизма – как и дифференциальная (психология) – происходят от французского и английского слов, обозначающих одно и тоже – разделение. Что делает Теплова своеобразным пуантилистом от психологии. Следовательно, и обратное, делает футуристов - представителями русской школы психологии. И все эти люди занимались проблемами маскировки для советской армии. По сути - оптической иллюзией. Все жили в непрекращающихся вооруженных конфликтах с чужими и сами с собой, сожительствовали со смертью, видели смерть, знали ее, и знали, насколько важна в этом деле маскировка. Как художник авангардист Евгений Баранов-Россине, закрывшим – «скрывшим» - своими панно Знаменскую площадь в Петрограде на Первомай 1918 и он же запатентовал во Франции в 1939 году «пуантилистически-динамичный камуфляж», он же — хамелеон-метод, то есть ту самую пятнистую военную форму, которую мы все знаем.
«Красноармейцы не боятся выстрелов врага. Они наступают врассыпную, ползут по земле, перебегают и прячутся за каждый бугорок. Враг их не видит. Они в закамуфлированных халатах.
От страшных бомб, от тяжелых снарядов и разрывных пуль красноармейцев защищают зеленые ветки, раскрашенные тряпки да мочалки.» – В.А.Тамби. Маскировка.» (Текст Былиева, 1930 год.)
Владимир Александрович Тамби – художник-иллюстратор – среди множества книг, в которых он знакомил детей с технической стороной мира, в основном с разнообразными машинами, в том числе танками, подводными лодками, самолетами, в 1930 году выпустил авторскую книжку о камуфляже. Ученик известного всем советским и русским читающим детям художника Владимира Васильевича Лебедева, Тамби запечатывал цветом фон страницы и населял эту среду своими любимыми механизмами. «Производственная» книга «Камуфляж», учитывая эту технику автора, получилась камуфляжем сама по себе – начиная от обложки, заканчивая деталями. Во время войны, в блокадном Ленинграде Владимир Александрович внесет свой вклад в фонд советского антифашистского плаката. Будучи членом группы «Боевой карандаш» он станет автором: «Новогодняя ёлка у белофинского волка» (1940; с другими художники), «Как два партизанских отряда били фашистского гада», «Разгром мотомеханизированного отряда фашистов» (1941), «Не будут крылья черные над Родиной летать!» (оба –1941; с Ю. Н. Петровым), «Умей распознавать врага – храни родные берега» (1941), «Эпизоды Отечественной войны» (1941; с В. А. Кобелевым).
А тряпки да мочалки, упомянутые в детской книжке впервые были представлены колонной слушателей ВШВМ на майской демонстрации в 1925 году. По Красной площади прошли люди в маскплащах из сетки или ткани, в которые были вплетены пучки мочала, а также в летних маскхалатах с камуфлирующим рисунком и в однотонном варианте.
Символично, что драпировкой кораблей и людей занимались, по сути, те же люди, что и драпировкой красными стягами с портретами вождей зданий, улиц, площадей и городов. Для войны и для праздника. Но были и те, кто, будучи классиками уже при жизни, держались иной точки зрения и опоры при своей работе над теми первыми праздниками молодой страны, в тяжелых изматывающих условиях пытающейся сломать всё старое, или хотя бы прикрыть масштабными холстами художников великую архитектуру Петербурга.
„Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего народа. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему. Свои конструкции я ставил не на зданиях, а между ними…» - это слова о своём видении концепции оформления вверенной ему Дворцовой площади Петрограда в первую годовщину Октября Натана Альтмана. Не только великого живописца, но и, как водится у авангардистов- прекрасного психолога.
Мария Мальцева.