Стенберги
История братьев Стенбергов – пример того, как скандинавские практичность и трудолюбие, упертость и левополушарность способны послужить не только на благо Российской Империи, но пригодились и в Советском Союзе.
В 1896 году в Юзовке (нынешний Донецк) проходила выставка, на оформление которой был приглашен блестящий художник-декоратор из Швеции Карл Иоганн Август Стенберг. Далее его ждала Шестнадцатая Всероссийская промышленная и художественная выставка промышленных и кустарных промыслов в Нижнем Новгороде, на которую, кстати, в тот год из Юзовки привезли не только шведа, но и Пальму Мерцалова. Стальную конструкцию, выкованную без сварки из цельного куска рельса, и теперь красующуюся на гербе города Донецка. После Нижнего Август Стенберг очутился в Москве, где женился на латышской девушке Анне (они общались на немецком языке), и у него родилось трое детей. Август занимался оформительскими работами, в том числе в гостинице “Метрополь” и магазине компании “Мюр и Мерилиз”. Двое братьев-погодок Владимир (1899 – 1982) и Георгий (1900-1933), рано показали талант не только в рисовании, но и в технических науках. Следуя педагогическому чутью, с подросткового возраста отец стал брать мальчиков на объекты – оформление витрин магазинов, летних ресторанов. Дома у детей был неограниченный доступ к книгам по искусству, потому поступив в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное Училище, братья часто вели себя более свободно, ориентируясь в классическом материале и позволяя вольность выполнять задания, используя необычные ракурсы. Параллельно с учебой, Владимир и Георгий с 16 лет начали работать в театрах, помогая отцу, в том числе в киевском театре оперетты, но только выполняя конкретные задачи, не напрашиваясь в ассистенты к тому же Федору Федоровичу Федоровскому, поскольку не чувствовали себя готовыми.
В 1917 году Строгановское училище вошло в состав Государственных свободных художественных мастерских, а затем ВХУТЕМАСа. Система преподавания была перестроена. Федоровский, Кончаловский, Якулов, Татлин, Осмеркин и т. д. стали мастерами, а студенты — подмастерьями — их учениками. У каждого мастера в группе было от тридцати до пятидесяти учеников. А Маяковский, Каменский, Хлебников часто приходили в Свободные государственные художественные мастерские, чтобы пообщаться и прочитать свои произведения. В 1918 году братья (17 и 18 лет) делили комнату с Константином Медунецким (17 лет). Однажды, вдохновленная витающей в воздухе свободой и революционным романтизмом, троица сочинила обращение к студентам и преподавателям – без точек и запятых, конечно, - где призывала свергать титанов импрессионизма, а также Пикассо и Гогена, и прекратить воспроизводство Татлинов, Кончаловских, Лентуловых и прочих мастеров. Зачем Кончаловские учат студентов быть Кончаловскими, если перед мастером сидят не просто студенты, но личности – молодые художники. По итогам дебатов, состоявшихся при большом скоплении людей, троица получила возможность учиться в мастерской без руководителя. Братья изучали различные техники декоративно-прикладного искусства - роспись по фарфору, эмаль, главными были занятия театральной живописью у В. Е .Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. Плюс Стенберги занимаются на курсах военной инженерии, знакомятся с принципами строительства мостов и других инженерных сооружений. С 1918 по 1920 братья изучали архитектуру, монументальную живопись, скульптуру и графику у Г.Б. Якулова.
Вместе с соратником Медунецким братья делают переход от абстрагированных композиций на плоскости к пространственным конструкциям и экспериментируют с цветоконструкциями. Стенберги и Медунецкий стали активными членами Общества молодых художников (ОБМОХУ) — объединения существовавшего в 1919–1923 гг, в которое входили также Карл Иогансон, Александр Замошкин, Николай Денисовский. Это можно назвать ранней ступенью русского конструктивизма. В 1922 году в московском «Кафе поэтов» на Горького состоялась выставка, с которой началось основное движение конструктивизма, поскольку манифест Александра Гана вышел позже, летом этого года, а манифест Стенбергов и Медуницкого был подготовлен к выставке «Конструктивисты». Величайший трамплин для прыжка к всечеловеческой культуре – так Стенберг Медунецкий Стенберг назвали конструктивизм, призывая объявить искусство вне закона: «Великие соблазнители человеческой породы — эстеты и художники — разрушили все мосты на этом пути, заменив их слащавым наркозом: искусством и красотой. Сущность земли, человеческий мозг, растрачивается впустую, чтобы удобрить трясину эстетизма. Взвешивая факты на весах честного отношения к жителям земли, конструктивисты объявляют искусство и его жрецов вне закона». Пространственные конструкции Стенбергов были показаны в 1922 году на Первой русской художественной выставке в Берлине (и в 1923 в Амстердаме).
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства ― конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе. Не конструктивизм художников, которые из хороших и нужных проволок и жести делают ненужные сооруженьица. Конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерию, нужную для оформления всей нашей практической жизни», — Владимир Маяковский, 1923 год.
В 1919 году группа художников устроила выставку, наподобие итоговой, так как с 1914 по 1919 годы дипломные работы у студентов не принимались, и их даже называли «вечными студентами». На закрытой выставке присутствовали Луначарский и нарком искусств Давид Петрович Штеренберг. Тогда Луначарский назвал их «Первой группой красных художников». Некоторые художники из этой десятки были приглашены для получения дипломов. «Но мы не пошли за дипломами. Художнику не нужен диплом, потому что художник всю жизнь работает, выставляется, и это, так сказать, его диплом. Диплом нужен только инженеру или кому-то вроде врача. Гражданской войны мы не боялись, потому что уже делали плакаты для фронта. Когда нас провозгласили «красными художниками», нам сделали исключение. Но нам с братом это было не нужно, так как мы были гражданами Швеции. Кроме того, мы служили, изготавливали плакаты для фронта и ликвидации неграмотности, а также выполняли всю другую работу» - говорил о том времени Владимир Стенберг.
С 1922 по 1931 год братья активно сотрудничают с Таировым. Посещают с гастролями Камерного театра в 1923 году Париж, где Пикассо был так восхищен конструкциями Стенбергов, и их экспозиция привлекла такое внимание, что заревновавший Таиров не разговаривал с художниками целую неделю.
«Кто шел работать в Камерный, тотчас же становился рабом этого театра. Ничего внешнего не существовало, ни семьи, ничего. Театр был абсолютно всем. Но мы не могли себе этого позволить. Мы работали, делали плакаты, украшали город — украшали за это время разные площади — и это мешало. А в 1928 году, когда мы начали украшать Красную площадь, был праздник Октября, и Первомайский праздник, потом был Международный день молодежи, и День борьбы с войной, первого августа. Каждый раз по полтора месяца. Это означало, что четыре раза в год, шесть месяцев в году мы должны были целиком и полностью посвятить себя этой работе. Иногда нам не хватало возможности прийти в театр, когда нам нужно было там быть.»
Выбирая между гением театра и Красной площадью, Стенберги выбирают очевидное. В 1928 г. по результатам конкурса на лучшее праздничное оформление Красной площади к 7 ноября, Первая премия была присуждена братья Стенбергам. Вплоть до 1963 года Владимир Стенберг будет исполнять обязанности главного оформителя главной площади столицы СССР. Первой яркой идеей было перенесение основного оформления площади со стороны Кремлевской стены на фасад ГУМа, также была разработана пространственно-силуэтная и цвето-световая структура оформления, затем превратившаяся в традиционную. Впервые на здании ГУМа крупным планом воцарился портрет вождя.
«Для того чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно только когда, по слову Робеспьера, они сами являются для себя зрелищем. Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь большие гимнастические маневры или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по возможности насыщенный таким содержанием, которое выражало бы идейную сущность, надежды, проклятия и всякие другие эмоции народа, – то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой, и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу.» - пишет в своей статье о народных празднествах нарком просвещения Луначарский в 1920 году.
Стенберги реагируют на «ТЗ» сверху, используя свои технические таланты и инженерное мышление. Праздничный образ колонн, шествующих по Красной площади создавали с помощью привлечения технических новинок из индустриального обихода, шествие сопровождалось автомобилями, грузовиками с эмблемами, прожекторами, разноцветными гирляндами; на платформах устанавливались большие щиты с фотомонтажными композициями, экраны со световыми диаграммами, теневые подвижные изображения заводов, локомотивов, кранов, тракторов, «живые картины». Стенбергами была проработана и осуществлена целая система праздничного оформления городской среды и зданий. В 1931 году в канун празднования XIV годовщины Октября, оформительские работы коснулись всей столицы. Журнал «За пролетарское искусство» сообщал: «Для усиления освещения улиц предполагается использовать оставшиеся церкви и колокольни путем установки на них прожекторов и бегающих световых реклам. По проекту братьев Стенбергов основной принцип оформления улицы должен идти по линии организации света. Поэтому они и предлагают все дома на Арбате выкрасить в серый цвет, а окна, рамы и двери — в черный цвет».
В 1933 погибает Георгий. И Владимир, привыкший говорить о их жизни и творчестве «мы» - никогда «я», остается один. А в мировой истории кинематографа, как и в истории искусства их киноафиши для «Совкино», сочетавшие энергию агитационного плаката с театральной декоративностью и стилистикой конструктивизма, навсегда останутся за подписью 2-Стенберг-2.
Над проектами, связанными с Красной площадью Владимир работает сначала с сестрой Лидией, а затем, начиная с 1945 года, с сыном Стеном.
В 1934 г. Владимир Стенберг предлагает новое видение оформления главной площади Москвы, базирующееся на предыдущем варианте. Главное отличие заключалось в замене алых стягов с лозунгами, развернутых в плоскости на декоративные знамена на здании Исторического музея и в центральной части ГУМа. Этот проект действовал вплоть до 1947 г.
Следует обратить внимание на освещение, придуманное Стенбергами для оформления такой большой площади. Оно создавало единое в объеме пространство, высвечивало контуры зубцов по всей Кремлевской стене, расположенной напротив ГУМа, гребешки универмага, остроконечные крыши Исторического музея. Источники света были скрыты, это создавало особую мерцающую световую «ауру». Стенберги активно использовали в оформлении эмблемы, символы, гербы. Стяги с укороченными, закрепленными по древку полотнищами – это характерный элемент оформления Стенбергов.
На тематических плакатах и панно, эмблематика использовалась вместе с символическими и аллегорическими композициями на темы коллективизма, союза рабочих и крестьян, освобожденного труда, с различными диаграммами, изображениями сельскохозяйственной техники. Все элементы праздничного убранства подчинялись принципу ансамбля, соответствующего архитектурным особенностям Красной площади.
К июньскому параду победы 1945 г. Стенберги – на это раз отец Владимир и сын Стен заменили убранство стен Кремля, оставив его аскетику контрастировать с яркостью оформления Исторического музея и здания Верхних торговых рядов. На Лобном месте вместо «Интернационала» - традиционной уже для оформления Красной площади скульптуры работы Николая Кузнецова - воздвигается грандиозный фонтан, который венчается статуей рабочего и колхозницы со звездой в руках, украшенный зеленью и живыми цветами. Ритуал «публичной казни» вражеских знамен в июне 1941 года знаком каждому жителю нашей страны, и вошел не только в историю агитационного искусства, но в историю страны, историю Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
В 1947 г. Москва праздновала 800-летний юбилей. Фасады зданий украшали портреты, панно, плакаты, декоративные картуши, флаги, зелень, полотнища с цифрами «1147» и «1947». На кремлевскую стену, в обрамления в виде древнерусских щитов, Стенберг помещает профильные изображения полководцев прошлого от Александра Невского до Михаила Кутузова. Эта галерея портретов отражала основную тему оформления праздника — идею преемственности героических традиций русского народа.
В 1952 г. Владимир Стенберг арестован по обвинению в шпионаже, реабилитирован в 1953 и продолжил работать над оформлением Красной и Советской площадей вплоть до 1963 г. Именно тогда Владимир Августович начинает терять зрение. Скончался Владимир Стенберг в 1982 году.
Думал ли шведский художник –оформитель Август Стенберг, решивший покинуть новорожденную страну в 1917 году и пропавший без вести по дороге в родную Швецию, что его дети войдут в историю мировой культуры с невиданными конструкциями и новым взглядом на мир, и что их работой будут не просто любоваться тысячи людей, но миллионы граждан СССР из года в год будут соучастниками главных мероприятий страны на главной площади страны, и еще больше людей навсегда запомнят как должна выглядеть Красная площадь в торжественные дни именно так, как придумали братья-шведы Стенберги.