Буденовка Россине
В 1920 году в «Театральном вестнике» выходит статья первого Наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского «О народных празднествах». Начиналась она так: «Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества.»
Через три года после начала революции Анатолий Луначарский, бывший активным участником и организатором праздников новой страны, начиная с первой послеоктябрьской красной даты революционного календаря – Первомая восемнадцатого года, признается, что в этом отношении « мы оказались менее, живыми, одаренными меньшим творческим гением как в смысле организаторов, так и в смысле отзывчивости масс, чем французы конца XVIII в.». В своей статье нарком просвещения указывает на необходимость массовости городских торжеств для самого же народа. Сам народ, само шествие людей должно было стать центром праздника, где организованные люди выражают перед другими (а далее, и перед остальным миром) и самими собой свою идеологию, чаяния, протест и другие эмоции народа. Город с его зданиями, улицами, фонарями и архитектурной средой на время праздников превращался в декорации для идущих, а идущие в свою очередь должны были стать зрелищем для неподвижных зрителей. С этой статьи начался (недолгий) период «карнавальности» и театральности массовых советских праздников. В своих работах и воспоминаниях Луначарский все время возвращался к тому самому Первомаю в Петрограде 1918 года, к времени создания нового типа массового праздника, внутри которого устранялось противодействие официального и народного, сплетались воедино эстетико-культурная и функционально-социологическая сторона праздника.
В 1960-ых годах мероприятия в области искусства, проведенные советской властью в 1918-1920 годах для пропаганды своей идеологии будут названы термином «агитационно-массовое искусство».
Вопросами организаций народных празднеств был призван заниматься новый (основан в январе 1918 года) «Театральный Совет Российской республики» при Народном комиссариате по просвещению, ставший первым советским государственным органом по руководству театральной жизнью. Целью первого праздника в истории страны - Первомая 1918 стала политическая демонстрация сил победившего пролетариата. При Петросовете была создана Центральная праздничная комиссия с десятью специализированными подкомиссиями, в том числе финансовой, по устройству митингов, по освещению, по художественному оформлению, по наблюдению за санитарным порядком, оказанию медицинской помощи.
В это же время нарком Анатолий Луначарский и Давид Штеренберг, бывший тогда руководителем отдела ИЗО Наркомпроса вовлекают в активную работу отдела Евгения Баранова – Россине, знакомого им по парижскому «Улью», артистическому сообществу, основанному скульптором Альфредом Буше.
Тяжелое время, Гражданская война не помешали вернувшемуся на обновленную Родину энергичному и темпераментному художнику принимать участие во всех масштабных мероприятиях Петрограда в 1918-1919 гг. Для работы над празднованием Первой годовщины Октября Баранов-Россине выбирает военную тему. Не только изображения великих учителей и вождей коммунизма украсили площади и улицы городов СССР, советский праздник должен был стать смотром сил сторонников Октябрьской революции, частью войны, идущей с её врагами. Именно поэтому характерной частью советского празднования стало участие военных. Что, к слову, роднило молодое государство с поверженной русской империей, где ни одно массовое торжество не обходилось без демонстрации военной доблести и силы.
По эскизам Евгения Баранова-Россине огромными панно была оформлена Знаменская площадь Петрограда перед Московским вокзалом – «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы», «Нет выше звания, как звания солдата социалистической революции» (ГРМ), «365 революционных дней» (Музей политической истории, Санкт-Петербург).
Для украшения других основных петроградских мест притяжения были привлечены художники, ставшие теперь мировыми классиками изобразительного искусства. Площадь Урицкого (бывшую Дворцовую) была отдана Натану Альтману, площадь Диктатуры (бывшая Лафонская) украшал Иосиф Лангбард, Борис Кустодиев работал над Ружейной площадью (нынешняя Австрийская), Кузьма Петров-Водкин оформлял Театральную площадь, Адмиралтейство, набережную и прилегающие улицы взял на себя Мстислав Добужинский, мост лейтенанта Шмидта (бывший Благовещенский) - Василий Шухаев , Давид Штеренберг - набережную Зимней канавки. В первый день годовщины Октября Марсово поле посетило более полумиллиона человек. Октябрьский праздник 1918 года стал „по великодушной мысли его организаторов, как бы громадной уличной выставкой современного искусства (благодаря привлечению к работам художников всех направлений), писал профессор Лев Пумпянский. Заметим, что уже 10 апреля 1919 года Исполкомом Петросовета было издано постановление, в котором большое значение придавалось активному участию в проведении последующих мероприятий непосредственно народу: „Ни в коем случае не передавать организацию первомайских празднеств в руки футуристов из отдела „изобразительных искусств".
Не только цвет, изображение и слово были призваны оказывать мощное эмоциональное воздействие на участников и зрителей торжества в тяжелое кризисное время. «Здесь нужна гигантская песнь, здесь нужен гигантский хор, какой-то огромный оркестр медных инструментов, который мог бы петь эту исполинскую песнь, петь песнь великана, который проснулся для творчества и для счастья… чтобы запела Россия мощную, радостную песнь знания, красоты, счастья!» - скажет Луначарский в своем докладе о работе Наркомпроса в 1920 году. Оркестрам нашлось место и в 1918. А вот от использования в мероприятиях фантастического музыкального изобретения Евгения Баранова-Россине власти тогда отказались. Называлось оно оптофон. (Его показывали на выставке РОСИЗО в этом году в «Манеже»).
Одессит Шулим Вольф-Лейб Баранов, он же Владимир Давыдович Баранов, рожденный в 1888 году, в начале века поступает в Академию художеств в Петербурге и погружается в поиски новых путей в искусстве, приведших его в авангард. Баранов принимает участие в первых выставках авангарда вместе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком, Александрой Экстер. Обосновавшись в 1910 году в Париже, Баранов набирает обороты как художник и увлекается идеей выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра. Переехав в Норвегию художник углубленно изучает проблемы синтеза музыки и цвета. Футуристические идеи и любовь к авангарду, идеям Скрябина и Кандинского, приводят Баранова в 1916 году к созданию необычного пианино – оптофона. Инструмент генерировал звуки и проецировал изображение на поверхности - стены, потолок, киноэкран – с помощью раскрашенных Барановым дисков, отражателей, линз, зеркал и фильтров. Вариации в яркости фильтров и самих дисков считывались электрическим фотоэлементом, который посылал сигналы на элементарный генератор звука. В итоге получался вращающийся калейдоскоп изображений под непрерывный изменяющийся звук. Баранов-Россине считал, что оптофон можно использовать и на массовых мероприятиях, проецируя изображения – лозунги на любую поверхность, включая дым и облака. Иллюзии о жизни в советском государстве развеялись к 1925 году, художник и изобретатель возвращается в Париж, чтобы сосредоточиться на основанной им Оптофонической академии, увлекается сюрреализмом. Цветомузыкальная жизнь за границей закончится для Баранова-Россине арестом и смертью в концлагере Аушвиц в 1944 году.
За свое недолгое пребывание в новом государстве Евгений Баранов-Россине принял участие еще в одном знаковом для того времени проекте, который до сих пор вызывает вопросы об его авторстве.
16 декабря 1917 года в ломающей старый строй стране выходит декрет об отмене прежних армейских чинов и званий. Основу вооружённых сил составила Красная армия, преобразованная в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Форма для красногвардейцев должна была быть введена срочно и максимально отличаться от белогвардейской. Приказом № 306 от 25 апреля 1918 года создаётся временная комиссия по проектированию обмундирования для РККА, приказом № 326 от 7 мая 1918 года публикуется призыв к созданию новой формы на конкурсной основе, там же опубликованы правила отбора, 21 мая 1918 года приказом № 380 был утвержден состав комиссии для оценки работ участников конкурса. Неудивительно, что идея создания военной формы активизировала многих художников, в том числе Б.М. Кустодиева, С.Г. Аркадьевского, вернувшегося из австрийского плена М.Д. Езучевского и В.Д. Баранова-Россине. Так кто же из них стал автором символа Гражданской войны, который знаком любому советскому и русскому человеку – будёновки?
18 декабря 1918 г. на основании представленных на конкурс эскизов Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей, за что изначально был прозван в народе «богатырка». В одних источниках указано, что первую премию с правом осуществления проекта получил С.Г. Аркадьевский, взявший за основу одежду древнерусского воина. Другие историки утверждают, что эскизы с прототипом будёновки, как шлема витязя или богатыря появились в мастерской по изготовлению рисунков и проектов новых форм обмундирования под руководством Михаила Езучевского. Дочь же классика Бориса Кустодиева упоминала, что отец был крайне обижен, на то, что его идеи о старинном русском шлеме были присвоены и реализованы другими художниками. Также авторство будёновки приписывают Евгению Баранову-Россине.
Возможно, именно он, как член Комиссии по выработке форм обмундирования РКК собрал воедино все предложенные эскизы, доработал и оформил окончательный вид предметов новой военной формы. А может быть, и не надо было ничего придумывать, если еще по одной версии, на старых складах хранилась партия формы, созданной Василием Васнецовым для имперского парада Победы в Берлине и Константинополе по заказу Двора Его Императорского Величества и сшитая в 1915 году на заводах концерна М.А. Второва?
В июне 1920 года в разгар Гражданской войны Дмитрий Моор за одну ночь создает агитационный плакат, который впечатывается в сознание с первого взгляда. «Ты записался добровольцем?» - спрашивает каждого из нас мощный воин в подпоясанной красной рубахе. На голове его красная будёновка с красной звездой. И тебе уже неважно, кто перед тобой – древнерусский богатырь или боец РККА. Их образы для потомков слились в единый мощный символ народного защитника.
Но какова судьба автора символа революции – покинуть родину , дабы тебя сожгли немецкие нацисты в концлагере – что может быть горше?
Мария Мальцева-Самойлович.