Апсит
Первая мировая война внесла изменения не только в статистику по демографии, но и в историю русского плаката. В эпоху 1914—1917 г.г. правительства воюющих стран начали пользоваться цветной литографией, как орудием массового внушения. Плакат-реклама на время войны уступил место вербовочным литографиям; листы приглашали граждан записываться добровольцами на войну, возжигали любовь к своему отечеству и ненависть к врагам, поднимали военный дух и, приглашали не жалеть своих накоплений, отдавая их правительству на великие цели.
Агитация за военные займы 6ыла главной задачей русского военного плаката того времени. Отсутствие размаха этой агитации и ограниченный подход правительства по сути не давали развиваться этому изобразительному направлению. Формализм в работе привлеченных художников не приблизил ни на сантиметр выход искусства на улицы, в органичную среду для плаката. Даже выставка английского военного плаката в 1916 г. в Петербурге в Академии Художеств, показавшая и обилие тем, и своеобразие приемов английских мастеров, не оказала никакого влияния на техническое совершенство русских военных литографий. Это были все те же рисунки, похожие на иллюстрации к «Солнцу России» или «Огоньку». Тем не менее, благодаря военному плакату, заборы и стены домов стали пестрить лозунгами, заинтересовавшими широкие слои населения. Потихоньку политика просачивалась на улицу. Военный плакат стал предшественником плаката предвыборного, политического, партийного. Революция открыла дверь, через которую революционный плакат хлынул на улицу. С наступлением эпохи военного коммунизма создались условия, потребовавшие исключительного напряжения сил и средств для защиты революции. Этими условиями и был подготовлен расцвет революционного плаката.
Первые литографии, открывшие послеоктябрьский период развития русского плаката, были выпущены издательством Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р. К. К. и К. депутатов в 1917 году. Со стороны живописной техники это были народные картинки, ведущие свою родословную от сытинских лубков. Чуть ли ни единственным поставщиком этих литографий первое время был художник Апсит.
Его необыкновенная плодовитость, к сожалению, нисколько не соответствовала качеству его работ. Это был посредственный рисовальщик, „никакой“ живописец, обладавший всеми недостатками эпигонов передвижничества, разменявшихся на мелочи и заполнявших иллюстрированные еженедельники дореволюционного бульвара. Художник, разумеется, чаще всего получал „тему“, ему подробно растолковывали, что и как следует изобразить, он терпеливо переделывал и дополнял свои эскизы, послушно следуя указаниям, — так что литографии Апсита со стороны содержания могут быть признаны продуктом коллективного творчества. Они бесконечно далеки от совершенства. Плакатами мы их не назовем. Но за ними имеется заслуга: в истории Октябрьской революции это были первые опыты использования литографского камня для пропаганды и агитации. - В.Полонский «Русский революционный плакат». 1925 год
Александр Апсит (Апситис) родился в 1880 г. в Риге в рабочей семье. Когда Александру было 14 лет, семья переехала в Санкт-Петербург, где он в дальнейшем получил достойное художественное образование в частной студии Дмитриева-Кавказского.
По окончании учебы молодой художник уехал на Новый Афон, где занимался православной живописью, выполнял храмовые росписи, иллюстрировал книги о Новом Афоне.
Однако, через несколько лет фрески наскучили Апситу, он вернулся в Петербург и погрузился в светскую коммерческую живопись - дизайн промышленной упаковки, рекламные плакаты, афиши для модного синематографа в стиле модерн. Кроме того, работал в иллюстрированных журналах "Нива", "Родина" и др., делал рисунки для открыток (интересна его серия «алкогольных» открыток, направленная на борьбу с пьянством). В революционном 1905 году художник переехал в Москву. Здесь Апсит добивается успеха как книжный иллюстратор. Сотрудничает с издательствами Сытина и Ступина, оформляя издания книг великих русских писателей - Толстого, Лескова, Чехова, Горького. Подарочное издание "Войны и мира" к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года вышло с иллюстрациями Апсита. Тема очень увлекла художника, вскоре Апсит подготовил большую серию открыток с "картинами войны". Начавшаяся вскоре Первая мировая война сделала их особо популярными, как напоминание о победах русского оружия.
Работы военного времени отличались большим патриотизмом - благотворительные открытки с целью сбора помощи фронту, фронтовые открытки, и альбомы военных зарисовок. Александр Петрович выезжал на позиции, чтобы запечатлеть армию в боевой обстановке, а потом эти работы в сопровождении стихов и рассказов выходили в виде альбомов «В дни войны» в издательстве «Зарево».
Работал художник очень много и часто подписывал свои работы разными именами: Петров, Аспид, Осинин, Скиф. Обычные люди даже и не догадывались, что все это один и тот же человек.
То, что патриотичный и преданный идеалам Российской империи Апсит принял революцию 1917 года, многих удивило. Латышские стрелки были известны своим вкладом в победу большевиков, латышский художник Апсит послужил делу революции своим художественным талантом. Его соратники и друзья совершенно не могли понять, как мастер, у которого так все гладко складывалось в Российской империи, решил вложиться в ее уничтожение. Но именно он стал первым и крайне плодовитым автором ВЦИК. Анкета Аспита для новой власти тоже очень подходила - из рабочей семьи, сын кузнеца, трудовой интеллигент в первом поколении.
Как на образец этих первых опытов, укажем на литографию „Интернационал“. Она представляет собой, в сущности, огромную иллюстрацию к гимну. Фантазия художника, несмотря на обилие сказочных деталей, поражает своей бедностью. Краски тусклы; „картинка“, вопреки своим размерам, стилизована под конфетную коробку. На действие она не толкает, ни к чему не зовет. Художник изо всех сил старается вызвать в зрителе ненависть к царю-капиталу. Обилие „книжных“ деталей, вымученность воображения, бледность красок, — все это низводит рассматриваемое произведение в самый последний разряд революционных литографий.- В.Полонский «Русский революционный плакат». 1925 год
В композициях, торжественно-праздничных («Год пролетарской диктатуры») или обличающих («Интернационал»), многофигурных и перегруженных деталями, выделяются обобщенные символические образы, - революция в виде юноши с факелом на белом Пегасе, капитализм в виде мерзкого чудища. Апситом найдены аллегории и метафоры, которые получат широкое распространение в революционном искусстве, например, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени («1 Мая»). Особенно богат революционной символикой плакат «Год пролетарской диктатуры» - важный исторический документ времени, этапное художественное произведение. Здесь воплощены основные элементы образного языка и композиционной структуры революционного плаката: типы новых героев времени - рабочего и крестьянина, атрибуты их труда и атрибуты побежденного царизма, картина светлого индустриального будущего, мотивы солнца, шествия и, наконец, новые принципы временного и пространственного решения. Плакат несет следы влияния книжной графики и исполнен в реалистической манере рисунка.
На плакате «1 мая. Рабочим нечего терять, кроме своих цепей» на фоне звездного неба Аспит изображает Землю с контурами континентов - Европы, Африки, Азии и Австралии. Часть Европы, занятая Россией, покрыта красным цветом, и в ее центре водружено огромное красное знамя, перебросившееся через полюс и опоясывающее планету, захватив одним концом и Австралию. На нижней части литографии мы видим международный митинг: советский рабочий держит речь. По захвату темы, при экономной и одновременно наглядной разработке изображения — это единственный из листов, выпущенных издательством ВЦИК, который может быть назван плакатом в настоящем смысле слова.
Александр Аспит зарекомендовал себя как художник, работающий оперативно. Плакат «Грудью на защиту Петрограда!» в 1919 году написан за несколько часов во время наступления войск Н. Юденича на столицу. Это предельно лаконичная, монохромная, однозначная в смысловом решении работа, но при этом лишенная небрежностей даже в деталях. Опасность ситуации и конкретность призыва потребовали не иносказательных, а предельно узнаваемых образов. Художник изобразил защитников Петрограда крупным планом, это усилило эмоциональное начало плаката, подчеркнуло суровость и решимость людей. Карандашная манера придавала изображению документальность, беглая зарисовка беспокойным штрихом казалось была сделана прямо с натуры, а строй бойцов уподоблен автором нерушимой стене. Реалистическая убедительность образов, эмоциональная мощь, действенность призыва выдвинули данный плакат Александра Петровича Апсита в число классических произведений агитационного искусства.
Оставаясь верным реалистичной графической манере, Апсит менял средства выразительности в зависимости от задачи: растолковывая и объясняя события и факты он использовал принципы многокадрового лубка — многодетального и многофигурного рисунка — такая художественная форма была более понятна народу. В агитационных плакатах художник лаконичен, вместо аллегорических образов обращается к реалистическим, обобщает формы, добивается динамичности композиции.
Деятельность его оборвалась внезапно: в 1919 году во время наступления Деникина он уехал из Москвы и следы его потерялись. После завершения Гражданской войны его обнаружили на родине — в Латвии. Там он продолжал работать как иллюстратор и плакатист, рисовал пасхальные картинки с приглаженными прибалтийскими селянами и подняться до вершин творческого взлета 1918 - 1919 годов так и не смог. В 1939 году Латвия была присоединена к СССР, но Александр Апсит не пожелал снова жить при советской власти, становлению которой сам же и способствовал, и предпочел уехать в гитлеровскую Германию.
В 1944 году, когда Вторая мировая война уже шла к завершению, Александр Апсит скончался в маленьком немецком городке Людвигслюст. Его революционный плакат остался самой яркой страницей творчества Александра Петровича Аспита и существенным вкладом в историю советского искусства.
Мария Мальцева-Самойлович.