От МОЛПОСНОВИС до УНОВИС
«Ниспровержение старого мира искусств да будет высечено на ваших ладонях» - такие слова можно было найти в манифесте витебского объединения УНОВИС. Общее настроение по отмене классического мира искусства отражало веяния, связанные с построением нового мира, нового государства, новых людей. Марк Захарович Шагал в 1918 году решил тоже построить новый мир — Народное художественное училище, в котором искусству мог бы учиться каждый. Мечтал Шагал и о Музее современного искусства. Вернувшийся из Парижа, мастер стал уполномоченным по делам искусств Витебской губернии, появились соответствующие ресурсы и возможности для создания «нечто совершенного иного».
Под новое учебное заведение власти выделяют двухэтажный особняк на улице Бухаринская, дом 10. Не думал в 1912 году известный банкир и купец 1-ой гильдии Израиль Вульфович Вишняк, когда подавал в Витебскую городскую управу прошение о разрешении построить «каменный дом и надворные службы во 2-ой части г. Витебска по Воскресенской улице», что это здание станет известно на весь мир, как центр искусства, поменявший ход самого искусства. 28 января 1919 года состоялось официальное открытие ВНХУ. Кстати, среди документов ГАВО хранятся подробные описи имущества Витебского народного художественного училища (1922 и 1923 гг.), по которым понятно, что даже за 5 лет после национализации огромное количество личного имущества Израиля Вишняка сохранялось: «Шкаф карельской березы с зеркалом, английские коридорные часы, в шкафу красного дерева, картина «Сосны». В начале осени 1921 года семья Вишняка просит предоставить в доме по ул. Бухаринской, 10 «угол (но вместительный и с ванной)», но администрация отказывает в этой просьбе. В новой стране все для искусства.
28 января 1919 года состоялось официальное открытие учебного заведения. «На улице Бухарина было очень шумно, празднично, необычно… Открывали Витебское народное художественное училище, помню, сам Шагал, Добужинский, Ксения Богуславская, кто-то еще», — воспоминание ученика школы и охранника Марка Шагала Валентина Антощенко-Оленева.
В ВНХУ были утверждены мастерские скульптуры, живописи, подготовительная мастерская, мастерская архитектуры, печати и графики, прикладных искусств. «Мы можем себе позволить роскошь „играть с огнем“, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до „правых“ включительно», — писал Марк Шагал в журнале «Школа и революция». В мае 1919 года он приглашает в школу архитектора Лазаря Лисицкого, который в свою очередь, буквально вытаскивает в Витебск Казимира Малевича, находящегося в то время в крайне затруднительной финансовой ситуации. Витебск, в отличие от столиц не так страдал от голода и отсутствия необходимых продуктов питания. Развернув крылья, Казимир Северинович в январе 1920 года создает первое творческое объединение в рамках училища - МОЛПОСНОВИС - «Молодые последователи нового искусства». Через несколько дней, когда к группе примкнули преподаватели, коллектив поменял название на ПОСНОВИС — «Последователи нового искусства». Их первым пробным шаром, который стал переломным моментом в жизни училища, стала футуристическая опера «Победа над солнцем» в Латышском театре Витебска и «Супрематический балет». Уже 14 февраля происходит создание УНОВИСа. Они называют себя Утвердителями нового искусства. Кто они? Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Давид Якерсон, Николай Суетин, Эль Лисицкий, Евгения Магарил, Лев Юдин, Нина Коган, и другие художники. Их эмблемой становится черный квадрат, который носят на рукаве. Казимир Малевич, у которого через неделю рождается дочь, называет ее Уной. В честь УНОВИСа.
«Нужна ли мудрость нашей современности тому, кто пробьет синий абажур и сорвется навсегда в вечно новом пути? …Нужны ли сальные лучи прошлого, когда на голове ношу лампы электричества и телескопы? …Вместо того, чтобы собирать всякое старье, необходимо образовать лаборатории мирового строительного аппарата, и из его осей выйдут художники живых форм, а не мертвых изображений предметности… Пусть консерваторы едут с мертвым багажом в провинции с блудливыми амурами прошлых развратных домов Рубенсов и Греков. А мы повезем двутавровые балки, электричество и огни цветов». - Казимир Малевич, «О музее»
Приход в мир машин и нового экономического порядка по мнению Малевича приводит к сдвигу в сознании человека, влечет социальные изменения, и в связи с таким рывком, происходит трансформация понятия «художник», который выходит за рамки живописи и становится изобретателем, техническим творцом. Малевич отрицает копирование вещей, что приводит к беспредметности супрематизма как системы нового порядка. Эстетика уступает место экономии изображения, в следствии чего этот образ высвобождает и содержит энергию. Легко сказать, но за вложенное государством было не так просто откреститься словами — технические творцы должны были создавать максимально полезные для общества произведения. В 1919 и 1920 годах УНОВИСу было поручено оформить Витебск к новым революционным праздникам. В 1918 году Шагал уже оформлял свой Витебск в характерной для него более поэтической манере. УНОВИС захватил супрематизмом все — фасады зданий, транспорт, включая пароходы и трамваи, вывески, знамена, плакаты трибуны.
«Странный провинциальный город. Как многие города Западного края — из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники… Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города» - воспоминание Сергея Эйзенштейна от посещения Витебска в 1920 году
В июне 1920 года выходит первый номер альманаха «УНОВИС №1», в котором напечатана декларация объединения. Супрематические конфетти кружат голову, к маю 1920 года в мастерской Марка Захаровича Шагала остается несколько человек, по возвращению из Москвы с купленными им работами для Музея современного искусства, мастер видит на двери своей мастерской имя другого мастера — Малевича. Шагал покидает Витебск навсегда.
Многие молодые художники, да что там, все мечтают о том, как они завоюют Москву. Но не все могут себе позволить въехать в столицу в личном вагоне. УНОВИС в июне 1920 появилось на Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся искусству, приехав на супрематическом вагоне, оформленном Николаем Суетиным. В октябре того же года молодые и задорные супрематисты расшевелили Смоленск, где проходила областная конференция. Особенно зацепила народ трибуна в стиле супрематизма, разработанная Ильей Чашником. Там же находятся сторонники движения — Катажина Кобро и Владислав Стржеминский, и в Смоленске открывается филиал УНОВИСа. Такие филиалы были открыты в Перми, Саратове, Оренбурге, Одессе. Налаживается связь с Германией. Напечатана книжка с супрематическими рисунками Малевича, литографии с работами мастерских, во время выставок объединения идет активное разъяснение своих идей самими художниками, паровоз с вагонами двигался, набирая обороты, и, казалось, ничего не может его остановить.
«Итак, зная, какие основные моменты преследует партия, ставлю вопрос: нужна ли партия в искусстве, там, где оно должно быть свободным, творящим и созидающим; должно ли оно быть связано известными законами партии, партийной дисциплиной и тем самым потерять необходимую ей свободу. — Да! — В настоящий хаотический момент в искусстве, когда рушатся все атрибуты старого, сгнившего академизма, когда хотят предоставить художникам одно лишь полотно да памятники, когда есть класс художников, желающих воскресить весь этот сгнивший, никому не нужный хлам, когда хотят новый наш смысл, наши мысли о сооружениях нового мира втиснуть в рамки уходящего и давно ушедшего мира; в этот революционный момент нам всем, жаждущим действительного раскрепощения искусства… необходимо организоваться в партию» - Моисей Кунин, «УНОВИС №2», январь 1921
В те годы настроения и движения менялись так часто, что настал тот час, когда изменилась и политика в отношении «левого» искусства. Владимир Ильич Ленин выступил с «Положением об управлении высшими учебными заведениями», упразднившее автономию высшей школы страны, за ней произошла реорганизация Наркомпроса и авангард стал намеренно задвигаться в дальний угол. И Малевич со своей «Партией супрематистов», в которую трансформировался УНОВИС, оказался не совсем желанным гостем на этом празднике новой жизни.
Третья выставка УНОВИС состоялась в 1922 году в Витебске. И в том же году проходит первый выпуск ВНХУ (за три года школа четыре раза поменяет свое название) . Дипломантами становятся 11 человек, из которых бОльшая часть — последователи супрематизма. В 1922 году Малевич пишет Лисицкому в Берлин из Витебска о голоде и скорбях, посетивших провинцию. Поэтому Казимир Северинович начинает движение в Петроград. За ним последуют и преподаватели, и ученики мастера. УНОВИС вливается в коллектив Института художественной культуры — ГИНХУК. Далее будут архитектурные серьезные работы Лазаря Хидекеля, и вроде бы несерьезные работы в «Чиже» и «Еже» Веры Ермолаевой, растрелянной в 1937 году, проуны Эль Лисицкого и его ранняя смерть в 1941 от туберкулеза, дизайн и фарфор Ильи Чашника, скончавшегося от перитонита в 1929, архитектоны и вся жизнь, отданная Ленинградскому Фарфоровому заводу Николая Суетина. С их отъездом с берегов Западной Двины, таких молодых, верных своему учителю и новому искусству нового времени, закончится краткий миг, когда перемещающаяся по своим законам столица мирового искусства воцарилась в Витебске. Городе, небо которого воспоет на весь мир Шагал, в котором Казимир Малевич старательно вглядывался в космос через телескоп, купленный непостижимым образом среди разрухи и голода.
«Малевич умел внушить неограниченную веру в себя. Ученики боготворили его, как Наполеона — армия». - Николай Пунин, художественный критик, историк русского искусства.
Судьба Витебского музея современного искусства трагична так же, как и судьбы большинства членов УНОВИСа. Фонды разворованы, переданы в другие музеи, от всей коллекции художников, которых во всем мире почитают как русских авангардистов, преподавателей и учеников Витебского народного художественного училища осталось одно единственное произведение. А здание покинувшего город в 1920 году одновременно с Марком Шагалом, Израиля Вишняка в целости и сохранности занимает Музей ВНХУ. А улица Бухаринская теперь носит имя летавшего в небе над ней Шагала.
Мария Мальцева-Самойлович.