МАХУ (1905 года) и революция
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

МАХУ (1905 года) и революция

Слава коммунистическим богам, Ленин считал себя в искусстве профаном. На радость грядущим поколениям, советский лидер был занят построением будущего и разрушением прошлого, что до искусства у него руки просто не доходили. Именно поэтому потом Сталин учел ошибки предшественника и не стал пускать дело на самотек. Но это будет чуть позже.  Ленин делегировал вопросы культуры наркому Анатолию Луначарскому, который считался среди людей искусства почти что либералом. И многие культурные институции, иногда под другими названиями, существуют до сих пор, обязаны своим существованием именно Луначарскому.  В частности МАХУ, важное московское учебное заведение аж с 1925 дающее граду и миру кадры искусства.

Чуть ранее Луначарский, который и инициировал создание Московского государственного техникума изобразительных искусств памяти восстания 1905 года руками Московского профессионального объединения работников учебных заведений, достаточно внятно изложил свое видение  задач, которые стоят перед новыми художниками, которые не затронуты воспитанием во всяких императорских школах проклятого прошлого. 

«Мы должны бороться за все большее приближение искусства к массам, за проникновение в мир деятелей искусства и его потребителей правильного понимания идейного, социально содержательного искусства. Мы должны доказать, что социальное содержание не понижает, а повышает искусство и его значение. Наконец, рост пролетарской художественной продукции есть самое основное, важное явление, которому должны быть отданы наши силы и наше внимание. Надо, чтобы наша критика боролась со старомаляйством, с возжиганием лампад перед великими писателями прошлого и фырканием на все новое. Только стареющие классы, седеющие брюзги думают, что их время было хорошо, а теперь все вообще иссякло. Эта оценка присуща представителям класса, осужденного историей.»

Правда, Луначарский весьма благосклонно относился к авангардному на то время искусству, если оно помогает выстраивать новую, революционную городскую среду. Как он говорил «…которой нам так не хватает».

Поэтому активно стало рассматриваться участие художника в строительстве, в производстве вещей, в оформлении празднеств и просто быта.  Лозунги «Искусство – в жизнь», «Искусство – в массы» и так далее. Проводниками этих идей в индустриальных масштабах могли быть только специалисты, получившие художественное образование.

Естественно, образование и воспитание таких мастеров должно было контролироваться государством.  Поэтому потихоньку начали душить частные образовательные инициативы.  Имеются в виду студии, художественные школы, кружки любителей живописи.  Многие из них высоко зарекомендовали себя в дореволюционное время, но теперь это, скорей, отягчающее обстоятельство. Существовали студии Юона, Касаткина, Мешкова, Рерберга, Кардовского. В них обучение велось в традиционном академическом плане. Эти школы и студии давали возможность приобщиться к искусству молодым людям. Здесь начинали свое художественное образование многие известные мастера.  И тем не менее, их начали закрывать. 

Государство рабочих и крестьян решило опираться на сугубо близкие и контролируемые институции: Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС, созданный путем слияния Училища живописи, ваяния и зодчества (школа станкового искусства) и Строгановского училища (школа промышленного искусства), Художественную школу кустарных промыслов (в дальнейшем – Училище имени Калинина), открытую в 1920 году, и несколько изопрофшкол.  Впрочем, при общих жалобах на нехватку учреждений, слияние Училища живописи и Строгановки выглядит со стороны довольно нелогично.  Хотя, если прочитать что-то из истории, то многое становится понятно: «Свою историю вуз ведет с 1825 г., когда представитель фамилии богатейших промышленников, участник войны 1812 г., известный государственный деятель и меценат граф Сергей Григорьевич Строганов основал частную "Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам", в нее принимались дети разночинцев и крепостных, критерием для зачисления на учебу служили одаренность, способности к рисованию и  художественному творчеству, независимо от положения родителей. Школа была рассчитана на 360 человек, при этом обучение и питание учеников были бесплатными.»     

Какие такие «меценаты», какие такие «промышленники»? Новый рабочий художник должен кормиться с ладони своего государства. И чтобы духу графа Строганова там не было.

За образец решено было принять опыт Ярославля. Там в 1920 году открылся художественно-педагогический техникум, построенный по новому принципу, как среднее учебное заведение «пролетарского типа», готовящее кадры педагогов для единой трудовой школы.

В апреле 1925 года в Москве по инициативе и при непосредственном участии наркома просвещения А.В. Луначарского Наркомпросом РСФСР была проведена Всероссийская конференция по среднему художественному образованию.  В ее резолюции говорилось: «… считать первоочередной необходимостью всемерную пролетаризацию состава учащихся через привлечение в художественную школу рабочей и крестьянской молодежи, … считать насущно необходимым для пролетарской молодежи создание Московского техникума изобразительных искусств».

И тут же начали подбирать кадры для создания учебного заведения нового типа с новыми задачами. 

Ничем, кроме иронии истории нельзя объяснить, что никого кроме выпускников все той же империалистической Строгановки Евгения Якуба И С. Матвеева не нашлось. 

Якуб Евгений Николаевич (1888–1979) и Сергей Арсеньевич Матвеев (1887 – 1952) нынче и считаются организаторами этого училища.

Якуб, живописец, который с молодости чувствовал призвание к педагогике. Еще будучи студентом IV курса Строгановского училища, он решил заняться педагогической работой. Сначала преподавал в детском клубе воскресного типа, затем в группе рабочих – маляров, альфрейщиков, краснодеревцев, мраморщиков. По рекомендации Строгановского училища работал в Ханчжоу, где преподавал китайским детям. Отслужив в армии и возвратившись в Москву, Якуб был захвачен идеей организации в Москве среднего художественного заведения. Для тех, кто не понял, кто такие «альфрейщики» - это художники, которые работают по сырой штукатурке al fresco.  Вот, кстати, кто потом пригодился под новые задачи уличной и монументальной пропаганды.

Матвеев С 1899—1903 учился в ярославском городском училище и параллельно занимался в городских классах рисования у П. А. Романовского. По его рекомендации поступил в 1903 в Московское Строгановское художественно-промышленное училище, которое окончил в 1909 со званием ученого рисовальщика. В период 1910−11 работал в Москве вместе с И. И. Нивинским по росписи частных домов и музеев, в частности, Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Летом 1911 вернулся в Ярославль. Преподавал в художественно-ремесленной и кустарной школе, организованной им на средства Н. С. Сорокина. Начал здесь разработку своей педагогической методики обучения изобразительному искусства. После закрытия школы уехал в Петроград. В конце 1914 переехал в Москву и до февраля 1916 работал вместе с К. А. Коровиным декоратором в Императорском Большом театре.

В 1918 вернулся в Ярославль. При Губернском отделе народного образования возглавлял секцию художественного воспитания и одновременно был главным декоратором в театре им. Ф. Г. Волкова. И что самое интересное, что театр Волкова до сих пор один из лучших театров Российской Федерации.

Но, в-общем, вы уже поняли, что оба основателя, сами по себе прекрасные художники, которые сделали себе имя еще до революции, начали совершенно новое педагогическое предприятие.

Матвееву была предложена административная часть. Якуб отвечал за подготовку учебного плана, за разработку методики и отдельных программ.

Прежде всего необходимо было найти помещение для техникума. Выбор пал на двухэтажный особняк в Краснопресненском районе (Сущевская улица, 14), который до революции принадлежал художнику Алексею Боголюбову, внуку Радищева и основателю музея в Саратове. На втором этаже дома, построенного по специальному проекту, находилась мастерская живописца с огромными эркерного типа окнами. То есть место, просто насыщенное культурой.  

Про музей в Саратове тоже надо сказать – он и сейчас весьма ярко функционирует, и является предметом гордости саратовцев. И носит имя Радищева.

Обучение в техникуме проходило по нескольким специальностям: художественно-педагогическая – учителя для массовых и профессиональных школ, художественно-инструкторская – художники для легкой промышленности (текстильной, полиграфической, силикатной) и художники-инструкторы для политпросветработы в клубах, театрах, избах-читальнях, и, наконец, живописно-станковая – для художников-живописцев средней квалификации.  Количество абитуриентов определили в 100 человек. В их число входили учащиеся студии Николая Григорьева, которые вместе со своим руководителем влились в состав техникума. 35 человек, как наиболее подготовленные, были приняты сразу на второй курс, 75 человек – на первый курс. 30% учащихся из материально нуждающихся семей были зачислены на бесплатные места. Особо подходили к социальному составу учащихся: преимущество отдавалась молодежи из рабочих и крестьянских семей, 11 человек из первого приема состояли в рядах РКСМ.   ВХУТЕМАС считал училище реакционным заведением.

Из выпускников училища мы бы хотели отметить Николая Ивановича Барченкова, который в годы войны принимал участие в выпуске и тиражировании ОКОН ТАСС, а также белорусского партизана Антона Стефановича Бархаткова. Ну и конечно из современных - Владимира Дубоссарского.

Сегодня училище находится в помещении типовой советской школы   (Москва, Сущевский вал, д.73, корп.2)

А еще училище является чемпионом города по количеству смен названий:

22 декабря 1925 года, Московский государственный техникум изобразительных искусств памяти восстания 1905 года.

5 апреля 1936 года, Московский государственный областной художественный педагогический техникум изобразительных искусств памяти восстания 1905 года.

28 сентября 1936 года, Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года.

9 марта 1965 года, Московское государственное художественное училище памяти 1905 года.

1 ноября 1995 года, Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года.

17 февраля 2016 г. Училище переименовано в «Московское академическое художественное училище»